Одним из важных мест в общей борьбе идей на протяжении VI-V веков до нашей эры был вопрос о небе и о первопричине происхождения на земле всего сущего. В это самое время понятие «небо» включало в себя также верховного владыку или Шан-ди, и судьбу, а также понятие первооснов и первопричин всего сущего. Оно одновременно было своего рода синонимом понимания всего естественного мира и “природы”. То есть, люди соотносили понятие неба и окружающего мира, как такового. Все помыслы и чаяния с надеждами древние китайцы неизменно обращали к небу, ибо в соответствии с их представлениями, от верховного неба и зависела их личная жизнь вместе с делами государства, а также все природные явления.
Про огромную роль неба в жизни всех древних китайцев, а также в их вере говорит множество страниц не только “Ши цзин”, но также “Шу цзин”. Упадок господства со стороны наследственной аристократии был выражен в упадке абсолютной веры в то, что небо всемогуще. Прежний, исключительно религиозный, взгляд на него и на небесный путь превращался во все более реалистичный взгляд на Вселенную, окружающую человека. Ее считали состоящей из природы и общество. Однако за основу почти всех религиозных суеверий был взят культ предков, ведь он составил родословную всего древнекитайского государства.
Великий Конфуций
Идеология конфуцианства, по сути, разделяла общие традиционные представления про небо и небесную судьбу, которые, в частности, были изложены в “Ши цзин”. Правда, в условиях, когда широко распространились сомнения о небе, в VI веке до нашей эры, конфуцианцы вместе со своим главным представителем - Конфуцием, сделали упор не на сам факт проповедования небесного величия, а на страх перед ним и перед его огромной карающей силой, а также неотвратимостью судьбы.
Конфуций не раз говорил о том, что “все первоначально предопределено судьбой, так что ничего нельзя убавить или прибавить”. Он искренне считал, что “благородный муж будет испытывать великий страх перед судьбой неба”, подчеркивая, что: “Кто не признает своей судьбы, тот не является благородным мужем”. Конфуций также почитал небо в качестве очень грозного и всеединого, даже сверхъестественного повелителя, который обладал, при этом, некоторыми антропоморфическими свойствами.
Небо, по мнению Конфуция, определяет каждому человеку его место в обществе, оно же награждает и наказывает. Помимо доминирующего религиозного взгляда на небо, у Конфуция также были элементы толкования неба в качестве синонима природы, как таковой. Мо-цзы, который жил после Конфуция, приблизительно в 480-400 годах до нашей эры, тоже воспринимал идею веры в небо вместе с его волей.
Но она получила у него несколько другую интерпретацию. Воля неба в его понимании не только познаваема, но и всем известна. Она заключается во всеобщей любви и взаимной выгоде. Судьбу Мо-цзы полностью отвергает. Получается, что его трактовка воли неба носит более критический характер. С одной стороны, речь об отрицании привилегий, присущих господствующему классу, с другой стороны это утверждение воли класса простолюдинов.